Коллеги, предлагаю рассмотреть типологию организационной культуры как элемент управления :
1. Ролевая
культура. Наиболее распространенная и традиционная для России. Каждый член
организации имеет роль (ролевую позицию), которая может четко описываться
должностной инструкцией. Роль - уровень властных полномочий, определение места
в организационной иерархии. Этот тип культуры ориентирован на выполнение правил
и процедур. Основная задача управленца в данной культуре - организовать
возможно более точное следование процедурам и правилам, создать и поддерживать
систему контроля за тем, как инструкции выполняются.
2. Культура личной власти. Центральной
фигурой в такой организации является руководитель. Он обладает формальной
властью (которую реализует в полной мере), а также большим неформальным
авторитетом. Организация ориентирована на его ценности, представления, ожидания. Карьера
работника здесь определяется способностью следовать основной линии
руководителя. Ежедневная деятельность определяется руководителем, он все время
нарушает распределение обязанностей и ответственности, однако это не вызывает
серьезных протестов, так как уровень (не)формального авторитета чрезвычайно
высок. В рамках такой культуры часто возникают и развиваются инновационные
учебные заведения. Этот тип организационной культуры внешне сложно отличить от
ролевой. Задача руководителя - поддерживать уровень своего авторитета, задача
управленцев второго эшелона - поддерживать уровень авторитета руководителя.
Культура задачи (деятельности). В таких организациях присутствует командный метод работы,
группа заинтересованных людей объединяется для решения какой-либо проблемы.
Носитель власти - лицо, взявшее на себя ответственность за решение задачи.
Лидеры часто меняются. Объект управления - группа. Формальный руководитель может испытывать
дискомфорт, так как его роль ослаблена. Задача руководителя - создавать условия
для работы групп и объединений (систему стимулов и поощрений), демонстрировать
свою поддержку командного способа работы, обеспечивать обмен информацией между
группами, так как они тяготеют к замкнутости.
Культура личности (индивидуальности). В
такой организации главное личные
достижения, профессионализм, компетентность,
успех. Коммуникация между членами организации, как правило, затруднена, так как
существует большой разброс в уровнях профессионализма. Главная ценность -
автономия. Руководство вмешивается в процесс только в кризисных ситуациях.
Задача руководителя в такой организации - повышать личную компетентность
каждого ее члена.
Сегодня, полагаю, необходимо формировать в школе культуру деятельности. Когда работает команда результативность повышается в несколько раз. А руководитель должен создавать условия для работы команды.
ОтветитьУдалитьВалерия, я разделяю Вашу точку зрения. Руководитель должен поддерживать командный способ работы в целях решения основных стратегических задач учреждения.
УдалитьНе у всех членов организации, к сожалению, есть желание повышать уровень своего профессионализма. Работников необходимо мотивировать. Мотив - решающий фактор в достижении поставленной цели.
ОтветитьУдалитьЯ, думаю, что работник ,в первую очередь, сам должен иметь потребность в самосовершенствовании. Этот аспект основной.
УдалитьДумаю, что основное искусство руководителя - умелое сочетание предложенных типов культур!
ОтветитьУдалитьЯ тоже согласна с предыдущем постом
ОтветитьУдалить